среда, 22 июля 2009 г.

Перерегистрация ООО после 1 июля 2009 года

Автор: Татьяна Звягина, компания «Учетные Технологии».

С 1 июля 2009 года вступили в силу принципиальные изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью (далее – ООО).

Изменения внесены в Гражданский кодекс, закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральным законом № 312-ФЗ от 30 декабря 2008 г.

После прочтения данного закона создается впечатление, что, в принципе, от руководства обычных ООО каких-либо особых действий не требуется. В законе указано, что учредительные документы обществ подлежат приведению в соответствие с изменившимся законодательством не позднее 1 января 2010 года. Однако если Устав Общества не содержит норм, которые могут вступить в противоречие с изменившимся законодательством, то перерегистрацию, по идее, можно не проходить.

Дополнительные сведения, которые с 1 июля 2009 года должны отражаться в ЕГРЮЛ (информация о размере долей), согласно положениям того же закона рег.орган должен занести в реестр без привлечения Общества, используя данные последнего зарегистрированного учредительного договора, хранящегося в территориальном налоговом органе.

Однако на практике все складывается иначе.

1. Наверное, наиболее принципиальным изменением закона об ООО является зеркальное изменение нормы о возможности выхода участника из общества. До 1 июля любой участник имел право в любой момент беспрепятственно выйти из общества. После 1 июля участники Общества не могут выйти, если такая возможность не предусмотрена в Уставе. Таким образом, если не внести изменения в Устав, то у участников Общества не будет возможности подать заявление о выходе.

2. В новом законе об ООО существует норма, которая может заблокировать процесс перераспределения долей между участниками ООО и третьими лицами до момента внесения в реестр сведений о размере долей участников в процентах или дробях. А так как рег.орган в Москве не планирует довносить эти сведения в реестр без участия Общества, то Общество само должно будет позаботиться об их внесении.

3. У организаций, не прошедших процедуру «перерегистрации» до 1 января 2010 года, с большой вероятностью могут возникнуть проблемы при взаимодействии с обслуживающими банками – уже сейчас многие банки ведут активную кампанию по стимулированию своих клиентов-ООО к перерегистрации, и все мы знаем чем чревато невыполнение банковских требований.

4. Также следует учесть, что по базе налоговых органов можно отследить Общества, не прошедшие перерегистрацию, и это может привлечь к таким фирмам повышенное внимание налоговиков и подозрения в «однодневочности».

5. Кроме того, после 1 января 2010 года у Обществ, которые «не привели» свои уставы в соответствие с изменившимся законодательством, появляется риск привлечения к ответственности (об этом – в конце статьи).

Таким образом, если вы хотите избежать всех этих проблем, то лучше выполнить требования закона и провести перерегистрацию, которая включит в себя одновременно две процедуры:

- регистрация новой редакции Устава (приведенного в соответствие с изменениями) и

- внесение в ЕГРЮЛ недостающий информации об участниках Общества.

А теперь более подробно рассмотрим основные изменения в законодательстве и регистрационных процедурах, с которыми все мы будем иметь дело после 1 июля.

1. В закон введен ряд норм, обеспечивающих большую закрытость ООО

Участники общества с ограниченной ответственностью наделяются большей свободой действий в рамках данного юридического образования, что вполне соответствует правовой природе такой формы хозяйственного общества. ООО является организацией с закрытым составом участников, в которой, подобно товариществам, важное значение имеет личный элемент, поэтому так важны изменения в Законе, направленные на приоритет договорного регулирования отношений участников между собой именно внутри самого общества.

Изменения коснулись следующих вопросов:

  • порядок выхода участника из общества;
  • механизм реализации преимущественного права приобретения доли;
  • порядок совершения крупных сделок;
  • оценка неденежных вкладов в уставный капитал;
  • вопросы, составляющие исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества и т. д.

2. Модернизирован состав учредительных документов ООО

Учредительный договор с 1 июля утратил статус Учредительного документа. Это означает, что имеющиеся на руках копии Учредительных договоров можно оставить в качестве музейных экспонатов. Теперь единственным учредительным документом в Обществе является Устав. При создании нового ООО помимо утверждения Устава заключается Договор об учреждении общества, который учредительным документом не считается, но предоставляется в регистрирующий орган и дальнейшим изменениям не подлежит.

Кроме того, учредители (участники) Общества вправе заключить Договор об осуществлении прав участников общества, который будет связывать взаимными обязательствами подписантов этого договора. Данный документ в регистрирующий орган подаваться не будет.

3. В Уставе ООО больше не отражаются сведения об участниках

Теперь в Уставе не нужно указывать данные об участниках ООО, эти сведения подаются в регистрирующий орган в рамках заполненных заявлений. Сведения об участниках теперь должны отражаться в ведущемся Обществом Списке участников. Порядку ведения данного списка посвящена новая глава в обновленном ФЗ об ООО (глава III.1).

4. Изменен статус ЕГРЮЛ

С 1 июля 2009 г. единый государственный реестр юридических лиц становится основным источником информации о правах на доли Общества, имеющим значение презумпции. То есть ранее ЕГРЮЛ имел вспомогательное значение, в нем регистрировались свершившиеся факты, теперь же наоборот, от данных ЕГРЮЛ придется отталкиваться при анализе каких-либо фактов. Данные ЕГРЮЛ будут признаваться достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута заявлением, подписанными всеми участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда.

5. Расширен перечень сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ

С 1 июля в ЕГРЮЛ будут отражаться сведения о размере долей участников (не путать с номинальной стоимостью) – в процентах или в виде дроби от суммы Уставного капитала. Как уже упоминалось, данные сведения должны вноситься рег.органом одновременно с регистрацией новых («приведенных в соответствие») уставов – на основании действующих учредительных договоров. То есть в идеале и по закону, получив устав на «перерегистрацию», рег.орган должен запросить учредительный договор данного общества в территориальной инспекции и внести в ЕГРЮЛ сведения о процентном (дробном) распределении долей на основании его данных.

Однако на практике (исходя из заложенного в новые формы порядка) общества сами должны будут подавать в регистрирующий орган действительные сведения о своих участниках, используя форму заявления Р13001 (подробнее об этом – в разделе 6). Отсутствие указанных данных в ЕГРЮЛ может послужить основанием для отказа нотариуса в удостоверении сделки по отчуждению доли.

Дело в том, что в статье 21 ФЗ об ООО указано, что нотариус будет проверять полномочия отчуждающего долю лица в том числе на основании выписки из ЕГРЮЛ, «содержащей сведения о принадлежности лицу доли или части доли в уставном капитале общества и об их размере».

Таким образом, до внесения информации о размере долей в ЕГРЮЛ процедуры перераспределения долей между участниками ООО и третьими лицами могут быть заблокированы.

6. Расширение полномочий нотариусов

Согласно статье 21 обновленного закона об ООО доля или часть доли в уставном капитале переходит к ее приобретателю только с момента нотариального удостоверения сделки или в случае, когда нотариального удостоверения сделки не требуется (выход Участника из Общества и последующее распределение этой доли, наследование доли) – с момента государственной регистрации этих изменений.

При этом с 1 июля подавать Заявление о регистрации изменений в части перераспределения долей между участниками ООО обязан нотариус.

Аналогичным образом нотариусы должны будут извещать рег.орган об удостоверенных ими договорах залога доли в уставном капитале общества (статья 22 ФЗ об ООО), которые теперь также должны удостоверяться нотариально. Соответствующие листы предусмотрены в новых формах Заявлений о регистрации изменений.

Механизм реализации данных обязанностей нотариусов пока не определен. Непонятно, каким образом будет происходить подача документов на регистрацию, кому будет направляться расписка в получении документов, каким способом итоговые документы будут направляться обществу. Кроме того, ходят слухи о том, что при удостоверении указанных сделок нотариусы будут требовать предоставления акта независимой оценки стоимости доли, что повлечет дополнительные (и довольно ощутимые) расходы.

7. Новые формы и перерегистрация

Действующие формы Заявлений о регистрации организаций и изменений – не отвечают требованиям Федерального закона № 312-ФЗ, поэтому были разработаны новые формы, которые, к сожалению, пока не прошли процедуру официального утверждения.

Промежуточный вариант форм размещен на сайте Федеральной налоговой службы РФ. Их «рекомендуется использовать» в период до утверждения окончательной редакции форм и соответствующих методических указаний. Принципиальным отличием новых форм от старых является то, что теперь все приложения заявления будут считаться Заявлением, Заявитель будет подписываться на самой последней странице, и нотариус будет сшивать все листы (а не три первых листа заявления с данными об организации и заявителе, как это происходило до 1 июля). При этом нотариусы теперь в обязательном порядке будут удостоверять полномочия Заявителя.

Напомним, что до 1 июля удостоверение полномочий Генерального директора ООО, выступающего Заявителем, было «неформальным» требованием рег.органа. Теперь пункт Заявления, заполняемого нотариусом, называется «Свидетельствование подлинности подписи уполномоченного лица (заявителя)». Соответствующие изменения внесены также и в Закон о госрегистрации № 129-ФЗ (пункт 1 статьи 9).

Что касается процедуры приведения документов в соответствие с изменившимися положениями законодательства, то в новой форме Р13001 среди причин внесения изменений предусмотрен отдельный пункт:

«2.9 В целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ***».

Под звездочками «***» стоит примечание: «При этом заполняются соответственно Листы Г, К, Л, М заявления в отношении участников общества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц на момент представления заявления».

Таким образом форма принуждает вместе с новым Уставом представить на регистрацию листы Заявления с данными об участниках, в том числе с данными о размере их долей. Процесс осложняется тем, что в указанных листах формы Р13001 Общества должны указать сведения, отраженные в ЕГРЮЛ, и довнести новые данные (размер долей, сведения о дате и месте рождения участников). При этом если в ЕГРЮЛ содержатся какие-либо ошибки или неточности, несовпадения с данными Учредительных документов, то очень вероятно, что у Общества возникнут проблемы с перерегистрацией. Возможно, нужно будет сначала корректировать данные реестра об участниках.

Получается, что перед подачей документов на «перерегистрацию» нужно быть до конца уверенным в том, что данные реестра на момент перерегистрации – содержат достоверные сведения. А так как в Москве Выписки из ЕГРЮЛ с паспортными данными участников по запросам с некоторых пор не выдают, процедура сверки может застопориться. Справедливости ради стоит упомянуть, что УФНС по г. Москве в своем обращении к руководителям обществ с ограниченной ответственностью заверяет, что документы на все изменения за исключением случаев перераспределения долей, подаваемые после 1 июля, будут приниматься НЕЗАВИСИМО от того, привела ли организация свои учредительные документы в соответствие с положениями законодательства.

Данное сообщение опубликовано на сайте УФНС, а также размещено на стендах в МИФНС № 46 по г. Москве.

8. Страшилки

Как уже упоминалось, по закону № 312-ФЗ Уставы ООО, созданных до 1 июля 2009 года, должны быть приведены в соответствие с изменениями до 1 января 2010 года. Прямой нормы, предусматривающей меры ответственности для нарушителей, непосредственно в законе об ООО не предусмотрено, однако к ответственности при желании можно привлечь на основании положений КоАП и Гражданского кодекса. Административная ответственность для организаций, не отреагировавших на новые требования компетентных органов, предусмотрена пунктом 3 статьи 14.25 КоАП РФ:

«Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей».

Кроме того, 13 апреля 2009 года вступила в силу статья 13.25 КоАП РФ, которая предполагает наложение на ООО значительных штрафов за нарушение порядка хранения документов. Под эту статью можно подвести и отсутствие в Обществе документов, предусмотренных законодательством об ООО. Это касается не только Уставов, но также и новых документов, которые обязано будет оформлять ООО (Списки участников).

Штрафы по данной статье накладываются в следующих размерах: на должностных лиц в размере от 2 500 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

Однако есть еще кое-что пострашнее штрафов – это ликвидация общества. Право регистрирующего органа подать в суд требование о принудительной ликвидации общества, деятельность которого ведется с «неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов» предусмотрено статьей 61 Гражданского кодекса. Конечно, вряд ли такие гонения примут массовый характер, однако риски присутствуют.

9. ИТОГО

После вступления в силу закона № 312-ФЗсократится объем работы по внесению изменений в учредительные документы: в Уставе не отражаются теперь данные об участниках ООО, так что при изменении сведений об участниках не нужно будет подавать на регистрацию новую редакцию учредительных – достаточно будет подать заявление по форме Р14001. А так как Учредительный договор утратил силу учредительного документа, то при изменении отражаемых в Уставе сведений уже не нужно будет подавать на регистрацию Учредительный договор и заказывать его копию.

Однако с другой стороны, возрастут организационные издержки, связанные с осуществлением процедуры перераспределения долей в обществе (всем участникам договоров купли-продажи долей нужно будет всем вместе посещать нотариуса, а нотариусы, соответственно, введут повышенные тарифы в связи с осуществлением ими комплекса действий, связанных с гос.регистрацией).

Кроме того, остро встает вопрос надежности почтового обслуживания организации, ведь в случае проведения процедуры перераспределения долей через нотариуса, итоговые документы по регистрации, скорее всего, будут направляться на адрес местонахождения ООО по почте. Но все это – плата за повышение защищенности ООО: от рейдерских захватов, от злоупотребления правами, которые предоставлены обществу, его участникам и третьим лицам.

Суммируя вышесказанное, мы очень не советуем возлагать надежды на волшебство новогодней ночи, а провести регистрацию новых редакций Уставов в сентябре-октябре, одновременно предоставив рег.органу необходимую информацию об участниках Общества. При этом следует учесть, что на рассмотрение в Совет Федерации передан принятый в третьем чтении в Госдуме законопроект о внесении НОВЫХ изменений в Федеральные законы об ООО, об АО и “О государственной регистрации”.

В связи с тем, что законопроект вносит существенные корректировки в указанные законы, целесообразно будет повременить с перерегистрацией и дождаться принятия этого закона, чтобы учесть все нормы в новом Уставе. 7 июля 2009 года Совет Федерации одобрил на 250-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ждем подписи Президента и публикации!